|
3.3. Вектор vector (пример 3.3)Вектор - одномерный массив проиндексированных элементов. Вектор представляет собой пример наиболее полного стандартного контейнера. Для использования вектора стандартной библиотеки необходимо подключить файл с описанием вектора. При объявлении вектора (так же и других контейнеров) в треугольных скобках указывается тип данных элементов, хранящихся в векторе. Доступ к элементам вектора можно осуществлять через квадратные скобки, так же как и для обычных массивов. Доступ к функциям вектора производится через оператор ".". Вектор – это особый тип данных, шаблон класса. Подробнее о классах и шаблонах см. главу 4 и раздел 5.4. Для вектора не обязательно сразу указывать его размер, размер вектора можно изменить в любом месте программы при помощи функции resize(), а чтобы узнать размер вектора можно воспользоваться функцией size(). #include <vector> using namespace std; vector<double> x; // создание вектора x.resize(10); // изменение размера вектора x.resize(x.size()+100); // изменение размера вектора double sum=0.0; for(int i=0; i<x.size(); i++) { sum+=x[i]; //доступ по индексу } Полный список функций вектора см. Приложение 5. Рассмотрим более подробно пример работы с вектором. Обратите внимание, что в этом примере вектор передается в функцию по ссылке, т.к. классы и массивы большого объема нерационально копировать каждый раз при вызове функции, что происходит при передачи по значению. Если функция не должна изменить содержимое контейнера, дополнительно указывается ключевое слово const. ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Прикладное программирование // Пример 3.3. Пример работы с контейнером vector // // Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru // Университет ИТМО ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// #include <iostream> // подключение библиотеки ввода-вывода #include <vector> // подключение описания вектора #include <ctime> // для работы с таймером using namespace std; // подключение стандартного пространства имен для использования библиотек // прототипы функций int min(const vector<double>& data); void fill_rand(vector<double>& data, double max, double min); ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // пример передачи вектора в функцию // функция находит индекс минимального числа в векторе int min(const vector<double>& data) { int index=0; double min=data[0]; for(int i=1; i<data.size(); ++i) { if(data[i]<min) { min=data[i]; index=i; } } return index; } ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Функция заполнения вектора случайными числами // data - вектор для заполнения // max - максимальное число случайного диапазона // min - минимальное число случайного диапазона void fill_rand(vector<double>& data, double max, double min) { // устанавливает стартовую точку для генерации // случайных чисел по текущему времени srand((unsigned) clock()); for(int i=0; i<data.size(); ++i) { data[i]=(rand()*(max-min))/RAND_MAX+min; } } ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// void main() { vector<double> x; // создание вектора // ввод количества элементов в векторе int n; cout<<"input vector size: "; cin>>n; // 1. заполнение контейнера индексами // заполнение контейнера for(int i=0; i<n; i++) { // добавить элемент в конец контейнера x.push_back(i); } // вывод всех элементов контейнера cout<<endl<<"1. Vector filled with indexes: "<<endl; for(int i=0; i<x.size(); i++) { cout<<x[i]<<" "; //доступ по индексу } // 2. заполнение контейнера случайными числами от 1 до 100 // очистить контейнер x.clear(); // изменить размер x.resize(20); // заполнить случайными числами fill_rand(x, 1, 100); // вывод всех элементов контейнера cout<<endl<<"2. Vector filled with random: "<<endl; for(int i=0; i<x.size(); i++) { cout<<x[i]<<endl; //доступ по индексу } // вывод минимального числа в контейнере cout<<endl<<"mininum is: "<<x[min(x)]<<endl; // x[min(x)] аналогично записи int i=min(x); x[i]; } /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// При работе с вектором мы сталкиваемся с такими понятиями как размер и емкость. Размер - количество элементов, хранимых в контейнере, можно узнать с помощью функции size(), а изменить с помощью resize(). Операции push_back(), insert(), erase() также изменяют размеры вектора. Когда размеры вектора изменяются, то все его элементы могут быть перемещены в новую область памяти, поэтому хранить указатели на элементы вектора не имеет смысла и может быть опасно. Всегда нужно работать через итераторы (см.раздел 3.5). С помощью функции empty() можно узнать о наличии элементов в контейнере. Если контейнер действительно пуст, то функция возвращает true. bool res=x.empty(); // эквивалентно x.size() == 0 При работе с вектором можно выделить (зарезервировать) некоторую область памяти для потенциального расширения. Использование функции reserve() обеспечить выделение памяти для новых элементов контейнера. При этом вставка новых элементов или изменение размеров с помощью resize() не потребует перераспределения хранимого вектора в памяти. Определить "емкость" вектора можно с помощью функции capaсity(). |