Вернуться наверх
aco.ifmo.ru photonic
вернуться в оглавление предыдущая глава предыдущий параграф следующий параграф следующая глава


Основные понятия теории сигналов

Сигналы

Прежде всего, следует дать определение такому понятию, как сигнал. В зависимости от контекста оно может принимать различные значения. В общем случае сигнал – это изменение некоторой физической величины. В зависимости от области определения говорят о временной, частотной или пространственной форме представления сигнала.

Сигналы чаще всего рассматривают как функцию, заданную в некоторых физических координатах. По этому критерию можно выделить одномерные сигналы (зависящие, например, от времени), двумерные сигналы, заданные на плоскости (например, изображение) и трехмерные сигналы (описывающие, например, пространственные объекты). Математической моделью сигнала чаще всего являются скалярные функции. Но в ряде случаев приходится использовать более сложные модели. Например, для описания электромагнитного поля удобно использовать комплексные функции, а для цветных изображений – трехкомпонентные векторные функции.

Если область определения сигнала непрерывна, то он называется непрерывным или аналоговым. Название "аналоговый" непрерывным сигналам дано потому, что они являются "аналогами" реальных физических процессов, происходящих в действительности. Такой сигнал и его аргументы могут принимать любые значения. Примером аналогового сигнала является изменение напряжения. Сигнал, аргументы которого принимают счетное множество значений, называется дискретным. Примером дискретного сигнала может служить совокупность значений напряжения, измеряемых с некоторым интервалом. В этом случае сигнал определен лишь в дискретные, то есть отдельные моменты времени. Если же сам сигнал принимает счетное множество значений, то он называется квантованным. Цифровыми называются дискретные квантованные сигналы.

Преобразование сигналов оптическими системами

Сигналы в оптических системах претерпевают разнообразные преобразования. Для математического описания этих преобразований в общем случае необходимо задать все возможные пары входных и выходных сигналов. Однако объем такого описания настолько велик, что фактически исключает возможность его практического использования. Поэтому модели оптических систем и описания преобразования сигналов в них строятся по иерархическому принципу. При этом преобразование сигналов представляются как совокупность некоторых элементарных преобразований. Оптический прибор при этом рассматривается как каскад преобразователей информации, а оптическая система является линейным фильтром сигнала.

Каждый изображающий прибор принимает информацию от предыдущего элемента каскада и предает последующему. Входной сигнал называют предметом, а выходной изображением. При построении модели абстрагируемся от конкретного физического содержания предмета и изображения и будем рассматривать их как некоторые обобщенные сигналы или функции и обобщенных интенсивностей от векторов обобщенных координат и .

Задачей изображающего прибора является преобразование входного сигнала – функции предмета в выходной сигнал – функцию изображения . Модель оптического прибора, описывающая общие закономерности формирования изображения в оптических системах, не связанные с физическими принципами их работы (внешняя функциональная модель), есть оператор , осуществляющий преобразование:

или .

В теории изображения предполагается, во-первых, что этот оператор должен удовлетворять условию линейности. Линейные преобразования – это преобразования, для которых выполняется принцип суперпозиции. Математически это записывается следующим образом: преобразование является линейным, если для любых сигналов заданных в линейном пространстве, и скаляров справедливо:

.

В соответствии с этим выражением, изображение суммы равно сумме изображений.

Система, осуществляющая линейные преобразования, называется линейной. Для таких систем наиболее распространенным является описание с помощью импульсной реакции, определяемой как отклик оператора на дельта-функцию:

.

В теории оптических изображающих систем эта импульсная функция называется функцией рассеяния точки (ФРТ) , и представляет собой изображение (пятно рассеяния) светящейся точки единичной энергии.

Во-вторых, для изображающего оператора должно выполняться условие изопланатичности или пространственной инвариантности (инвариантности к сдвигу):

.

В соответствии с этим выражением, при смещении предмета на вектор изображение только смещается на вектор , причем пропорционален , а именно: , где  – матрица обобщенных увеличений.

Структурные передаточные характеристики

Изображающие оптические системы могут давать изображения различного качества в плане передачи тонкой структуры предмета. При рассмотрении передачи структуры предмета используют нормированную ФРТ, энергия которой равна единице:

; ,

где  – передняя зональная обобщенная светосила, и  – обобщенная энергия участка предмета и изображения соответственно.

Нормированная ФРТ характеризует в чистом виде передачу системой структуры предмета.

В дальнейшем для упрощения будем опускать в обозначении индекс Н и под подразумевать нормированную ФРТ.

Рассмотрим теперь предмет и изображение приведенными на одну поверхность, то есть изображаемыми с единичным увеличением. Благодаря этому исключаются масштабные преобразования, описываемые матрицей обобщенных увеличений. Передача структуры предмета в таком случае будет описываться следующим выражением:

,

где координаты и рассматриваются в одном масштабе. В математике подобное выражение называется сверткой и записывается следующим образом:

.

Таким образом, передача структуры предмета описывается сверткой функции предмета с нормированной функцией рассеяния точки.

Частотные передаточные характеристики

Описание передачи структуры предмета в виде приведенного выше выражения свертки является полным, но не всегда удобно и наглядно. Это связано в первую очередь с тем, что сами функции предмета и изображения не вполне наглядно представляют тонкую структуру предмета и изображения, и должны быть заменены другими.

Наиболее подходящим эталоном структуры является периодический гармонический объект. Он характеризуется пространственной частотой (величиной, обратной периоду ), углом ориентации , амплитудой и начальным сдвигом (начальной фазой ). Причем и могут быть объединены в одну комплексную величину комплексную амплитуду . Чем больше пространственная частота , тем тоньше структура предмета. Пространственная частота имеет единицы измерения, обратные обобщенным координатам.

Теперь перейдем к такому важному понятию, как спектр. В общем случае спектром называется совокупность значений какой-либо величины, характеризующей систему или процесс.

Структурное содержание сложного объекта или изображения нагляднее описывается спектрами пространственных частот и , показывающих распределение комплексных амплитуд по пространственным колебаниям, на которые могут быть разложены и . Функции предмета и изображения и их спектры частот связаны между собой преобразованием Фурье в соответствии со следующими соотношениями:

или ;

или .

Таким образом, передача изображающей системой структуры предмета нагляднее всего описывается как передача его спектра пространственных частот. Если теперь применить преобразование Фурье к обеим частям выражения свертки, описывающего передачу структуры предмета, учитывая свойства преобразования Фурье, получаем:

,

где функция представляет собой двумерное преобразование Фурье от ФРТ и называется оптической передаточной функцией (ОПФ). Приведенное выражение называется соотношением фильтрования и показывает, что спектр пространственных частот изображения получается как произведение спектра пространственных частот предмета на оптическую передаточную функцию системы. Эта функция служит наиболее наглядной и удобной структурной (частотной) передаточной характеристикой.

ОПФ в общем случае является комплексной функцией:

,

где её модуль  частотно-контрастная характеристика (ЧКХ) или модуляционная передаточная функция (МПФ), а её аргумент  частотно-фазовая характеристика (ЧФХ) или фазовая передаточная функция (ФПФ).