4.1 Структуры
4.1.1. Пример 4.1. Структура для работы с компонентами цвета
Структура – это объединение нескольких компонентов в переменную с одним
именем.
Рассмотрим пример абстрактного типа color, используемого для работы с компонентами
цвета. Обычно описание абстрактного типа помещают в header-файл с таким же
именем, как и имя типа. В каждом файле, в котором используется новый тип
данных, должен быть подключен header-файл с описанием нового типа. После
этого можно работать с абстрактным типом данных практически так же, как и
со встроенным типом.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Прикладное программирование
// Пример 4.1. Cтруктура для работы с компонентами цвета
// color.h
//
// Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru
// Университет ИТМО
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Структура для работы с компонентами цвета
struct color
{
// описание красной, зеленой, и синей компоненты цвета. Диапазон значений - от 0 до 255
int red, green, blue;
};
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Прикладное программирование
// Пример 4.1. Cтруктура для работы с компонентами цвета
// test_color.cpp
//
// Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru
// Университет ИТМО
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
#include <iostream>
using namespace std;
// подключение описания структуры
#include "color.h"
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// описание фукнций вычисления яркости:
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по значению
int luminance1(color c);
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по ссылке
int luminance2(color& c);
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по указателю
int luminance3(color* c);
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
void main()
{
// объявление экземпляра WhiteColor структуры color
// color используется как новый тип данных
color WhiteColor;
// переменная для хранения цвета инициализирована белым цветом
// доступ к переменным-членам осуществляется по оператору "."
WhiteColor.red=255;
WhiteColor.green=255;
WhiteColor.blue=255;
// получения значения компоненты красного цвета и вывод его на экран
int x=WhiteColor.red;
cout<<x<<endl;
//------------------------------------------------------------------------
// динамическое размещение структуры
// RedColor - указатель на экземпляр структуры color
color* RedColor=new color;
// если объявлен указатель на экземпляр стурктуры,
// доступ к переменным-членам осуществляется по оператору "->"
RedColor->red=255;
RedColor->green=0;
// или при помощи оператора разыменования и оператора "."
(*RedColor).blue=0;
// получение указателя на переменную-член структуры
int* green=&RedColor->green;
int* red=&WhiteColor.red;
// вывод на экран указателя и значения по указателю
cout<<red<<" "<<*red<<" "<<green<<" "<<*green<<endl;
// изменение переменной-члена по указателю на нее
*red=55;
cout<<WhiteColor.red<<endl;
//------------------------------------------------------------------------
// вывод на экран яркости, вычисленной при помощи различных функций
cout<<luminance1(WhiteColor)<<endl;
cout<<luminance2(WhiteColor)<<endl;
cout<<luminance3(&WhiteColor)<<endl;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по значению
int luminance1(color c)
{
return 0.212*c.red + 0.715*c.green + 0.072*c.blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по ссылке
int luminance2(color& c)
{
return 0.212*c.red + 0.715*c.green + 0.072*c.blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по указателю
int luminance3(color* c)
{
return 0.212*c->red + 0.715*c->green + 0.072*c->blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Создавая структуру, вы создаете новый тип данных, который можно использовать
также как и стандартные, встроенные типы данных. Обычно говорят, что создается экземпляр структуры
или класса, то есть экземпляр абстрактного типа с конкретными значениями.
color WhiteColor;
Для доступа к членам структуры используется оператор ".".
WhiteColor.red=255;
WhiteColor.green=255;
WhiteColor.blue=255;
Абстрактные типы данных, также как и встроенные типы, можно размещать статически
и динамически:
// динамическое размещение структуры
color * RedColor = new color ;
Если объявлен не сам абстрактный тип, а указатель на него - для доступа
к членам класса используется оператор "->". Либо, можно использовать
оператор разыменования, и обращаться к членам структуры через ".".
// если объявлен указатель на экземпляр структуры,
// доступ к переменным-членам осуществляется по оператору "->"
RedColor -> red =255;
// или при помощи оператора разыменования и оператора "."
(*RedColor).blue=0;
4.1.2. Передача абстрактных типов в функцию
Абстрактные типы данных, так же как и встроенные типы данных, несложно передать
в функцию (по значению, по указателю, и по ссылке):
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по значению
int luminance1(color c)
{
return 0.212*c.red + 0.715*c.green + 0.072*c.blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по ссылке
int luminance2(color& c)
{
return 0.212*c.red + 0.715*c.green + 0.072*c.blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция вычисления яркости, экземпляр структуры color передается по указателю
int luminance3(color* c)
{
return 0.212*c->red + 0.715*c->green + 0.072*c->blue;
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Обычно абстрактные типы данных передают в функцию по ссылке,
либо, если значение структуры или класса не должно измениться внутри функции
– по константной ссылке.
int luminance2(const color& c)
По значению абстрактные типы данных обычно не передаются, для
экономии времени на копирование данных, и для экономии памяти на размещение
данных.
4.1.3. Создание функций-членов для абстрактного типа данных. Пример 4.2.
Структура для работы с компонентами цвета со встроенной функцией.
Абстрактные типы данных можно снабдить своими собственными функциями для
обработки своего содержимого. Например, функцию luminance можно сделать членом
структуры color. Для вызова этой функции-члена структуры color нужно использовать
операторы доступа . или ->, так же как и для доступа к членам-переменным:
int l=x.luminance();
При этом экземпляр x структуры color не надо дополнительно передавать в
функцию, поскольку функция luminance будет автоматически иметь доступ ко
всем переменным-членам структуры.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Прикладное программирование
// Пример 4.2. Структура для работы с компонентами цвета со встроенной функцией
// color2.h
//
// Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru
// Университет ИТМО
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Структура для работы с компонентами цвета со встроенной функцией
struct color2
{
// описание красной, зеленой, и синей компоненты цвета. Диапазон значений - от 0 до 255
int red, green, blue;
// функция вычисления яркости
int luminance()
{
return int(0.212*red + 0.715*green + 0.072*blue);
}
};
/////////////////////////////////////////////////////////////////////
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Прикладное программирование
// Пример 4.2. Структура для работы с компонентами цвета со встроенной функцией
// test_color2.cpp
//
// Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru
// Университет ИТМО
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
#include <iostream>
using namespace std;
// подключение описания структуры
#include "color2.h"
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
void main()
{
// объявление экземпляра GrayColor структуры color
// color используется как новый тип данных
color2 GrayColor;
// переменная для хранения цвета инициализирована серым цветом
GrayColor.blue=100;
GrayColor.red=100;
GrayColor.green=100;
// вычисление яркости при помощи фукнции-члена структуры
// доступ к функциям-членам осуществляется по оператору "."
cout<<GrayColor.luminance()<<endl;
// объявление указателя на экземпляр структуры color
color2 *pColor=&GrayColor;
// если объявлен указатель на экземпляр стурктуры,
// доступ к функциям-членам осуществляется по оператору "->"
cout<<pColor->luminance()<<endl; // если y – указатель на структуру
}
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
|