|
1. Основы языка С++1.1. Самая простая программа на С++1.1.1 Пример программы, выводящей текст на экран (пример 1)Самая простая программа на С++, которая просто выводит текст на экран выглядит следующим образом: //////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Прикладное программирование // Пример 1. Программа выводит текст на экран // // Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru // Университет ИТМО ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // подключение библиотеки ввода-вывода #include <iostream> // подключение стандартного пространства имен для использования библиотек using namespace std; ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // исполнение программы всегда начинается с функции main void main() { // вывод текста на экран cout<<"Welcome to C++!"<<endl; cout<<"Welcome"<<endl<<"to"<<endl<<"C++!"<<endl; } ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Разберем все строки программы. 1.1.2 Директивы препроцессору (подключение заголовочных файлов)#include <iostream>
является директивой препроцессору. Строки, начинающиеся с #, обрабатываются
препроцессором до компиляции программы. #include дает указание препроцессору
включить в программу содержимое заголовочного файла, в данном случае содержащего
описание библиотеки ввода/вывода Подробное описание других функций стандартной библиотеки приводится в главе 2. using namespace std; Все стандартные библиотеки заключены в пространство имен, для использования этих библиотек необходимо получить доступ в это пространство при помощи записи using namespace std. Если не подключать пространство имен, каждой функции стандартной библиотеки придется добавлять запись std::, тогда строка, выводящая текст на экран может выглядеть так:
1.1.3 КомментарииКомментарии в С++ начинается с символов //, показывающих, что остальная часть строки это комментарий. Комментарии пишут, чтобы документировать программу, чтобы было легче читать и понимать ее. Комментарии не вызывают при выполнении программы никаких действий компьютера, они игнорируются компилятором C++. Комментарий, который начинается с //, называется однострочным комментарием, потому что комментарий заканчивается в конце текущей строки. Если необходимо закомментировать несколько строк, можно использовать многострочный комментарий, который начинается с символов /* и заканчивается символами */.
1.1.4 ФункцииФункция Тело каждой функции должно начинаться с левой фигурной скобки { Заканчивать тело функции должна соответствующая правая фигурная скобка } Хороший стиль программирования – делать отступ на один символ табуляции после каждой открывающей фигурной скобки. Это выделяет функциональную структуру программы и облегчает ее чтение. Подробно работа с функциями рассматривается в разделе 1.9. Ключевое слово void слева от main сообщает, что main не возвращает никакого значения. Ключевое слово является словом в коде программы, имеющим в C++ специальное назначение. Полный список ключевых слов языка C++ приведен в приложении 3. 1.1.5 Ввод и вывод на экран
Эта строка называет оператором. Всякий оператор C++ должен
заканчиваться точкой с запятой. Директивы препроцессора (подобные Вывод и ввод в C++ осуществляется посредством символьных потоков. Когда выполняется оператор cout, он посылает поток строку Welcome to C++! в стандартный выходной поток, который выводит данные на экран. Операция << называется операцией передачи в поток. Когда программа выполняется, значение справа от операции (правый операнд), помещается в выходной поток. Заметьте, что знаки операции направлены в соответствии с направлением движения данных. Символы правого операнда обычно выводятся точно так, как они записаны в строке внутри кавычек. Манипулятор потока endl означает переход курсора на новую строку. Если бы мы захотели выводить каждое слово на новой строке, это можно было бы сделать следующим образом:
Подробное описание стандартной библиотеки ввода-вывода приводится в разделе 2.2. |